1. Структура и
логика исследовательской работы.
Исследовательская работа, как и
всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.
Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и
обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная,
внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие
положения.
•
Найти проблему - что
надо изучать.
• Тема - как это назвать.
• Актуальность - почему эту проблему нужно изучать.
•
Цель исследования -
какой результат предполагается получить.
• Гипотеза - что не очевидно в объекте.
• Новизна - что нового обнаружено в ходе исследования.
• Задачи исследования - что делать -
теоретически и экспериментально.
•
Литературный обзор -
что уже известно по этой проблеме.
• Методика исследования - как и что исследовали.
• Результаты исследования - собственные данные.
• Выводы - краткие ответы на поставленные задачи.
• Значимость - как влияют результаты на практику.
Структура исследовательской работы
стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части методоло-гическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо
изучить - проблему
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести
реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать - тема
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Необходимо решить, почему именно эту
проблему нужно в настоящее время изучать - это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель,
- какой результат предполагается получить, каким,
в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель
заключается в изучении определенных явлений
В исследовании важно выделить гипотезу
и защищаемые положения. Гипотеза - это предвидение событии, это вероятное
знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож - она просто
не доказана.
Защищаемые
положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в
процессе работы либо подтверждается, либо
отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т е. подкрепляться
литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели - не одно и
то же Цель исследовательской работы бывает
одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать.
Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для
экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный
обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят
исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам,
что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика
исследования. Её подробное
описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как
делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее
представляются результаты исследования. Собственные данные,
полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные
необходимо сопоставить с данными научных источников
из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в
процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими
не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики
можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо
четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в
тексте работы. В процессе исследования
часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и
представляют только самые необходимые.
Однако, нужно помнить, что кто-то может
захотеть. Познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал
может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является
графическая, которая максимально облегчает
читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач,
излагаются результаты исследования.
Выводы - это краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские
задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если
первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
2. Процедура защиты.
Следующий этап - доклад как закономерный итог выполнения
исследовательской
работы Результаты
работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика точно и эмоционально
изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание
всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом
продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из
текста работы отбирается самое главное.
Иногда приходится "жертвовать' и некоторыми важными моментами, если
без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного
плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской
работы.
3. Общие
требования и правила оформления текстов исследовательских работ
Для
оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие
требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без
приложений), доклада - 1 -5 страниц (в зависимости
от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности)
Для текста,
выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный, интервал между строк-
1,5-2; размер полей: левого - 30
мм., правого - 10 мм., верхнего - 20 мм . нижнего - 20 мм. (при изменении
размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее
поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на
странице должно умещаться в среднем
30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и
пробелы между словами. Текст
печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же
странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким
шрифтом, чем текст).
Все страницы
нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по
центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый
раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения)
начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками
главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине
строки, точку в конце заголовка не ставят. Титульный лист является первой
страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле
указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной
площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название
темы реферата без слова "тема". Это название пишется без кавычек.
Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать
основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться
правила, чем уже тема, тем больше слов
содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости,
отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа "обо всем и
ни о чем". Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается
фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже - фамилия, имя. отчество и
должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле
указывается город и год выполнения работы (без слова "год") Выбор размера и вида шрифта титульного листа
не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление,
в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления
должны точно повторять заголовки в тексте, Далее следует введение,
основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце
каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться
иллюстративным материалом (рисунки,
фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты
или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку
и страницу в квадратных скобках в конце цитаты
или ссылки.