Предложения
по совершенствованию проекта федерального закона «о добровольчестве
(волонтерстве)»
Данный
проект закона находится в широком обсуждении гражданского общества, идут
высказывания на всех уровнях. Актуализация этой темы связана, собственно, с увеличением
количества добровольцев и добровольческих объединений, что в определенный
период говорит о становлении гражданского общества.
В
законе необходимо разграничить определения: «волонтерство» и «волонтерская
деятельность». Волонтерство – по отношению к организациям и волонтерство – как
гражданская инициатива. Как деятельность – разделить на две сферы:
1.
Участие волонтеров в повседневной деятельности организации.
2.
Деятельность волонтеров в условиях чрезвычайных ситуаций (необходимость
создания специализированных волонтерских отрядов).
Необходимо
создать единый реестр волонтеров и волонтерских организаций Ставропольского
края. Также важным является подготовка профессиональных волонтеров, их
обучение с последующей выдачей специальных документов.
Важный
момент: экономическая составляющая волонтерского труда. В проекте нет точности
по данному вопросу.
Закон
является политически важным и необходимым. На сегодняшний день волонтерство
носит массовый характер, и как у любого массового движения необходимым
является правовое регулирование этого явления. Закон должен быть таким, чтобы
правовое регулирование не привело к исчезновению волонтерства. Закон не должен
ограничивать «добрую волю», и не должен разводить бюрократию.
Статья 6 проекта
вносит принципиально важный момент: в тексте документа идет речь о создании
некоего Уполномоченного органа. Какого? Что это за орган?
По задумке авторов
закона функции нового органа состоят в том, чтобы наладить совместную работу
волонтеров с различными уровнями власти: от федеральной до муниципальной. Каким
способом? Получается, появится надзорно-контрольный орган исполнительной
власти, который, по
сути, будет затруднять работу добровольческих организаций.
Считаю
необходимым не поощрять, а стимулировать. Поощрение приведет к иждивенческой
позиции волонтеров. Для стимулирования необходимо создать единый реестр
волонтеров, где будет отражен отрытый рейтинг «добрых дел» волонтера и
волонтерских организаций.
Рекомендации:
Совершенствование законопроекта, широкое общественное обсуждение:
Мои
предложения по проекту:
Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных
граждан и лиц без гражданства
<п. 2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию
Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом
может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.>
В
данной статье нет ни сроков, ни конкретных мероприятий которые позволят
иностранным гражданам в упрощенном порядке получать визы.
Статья
16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности
<п. 2) полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров)
от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.>
В
данном пункте нет конкретики, поэтому необходимо раскрыть и уточнить перечень
услуг: неясность крайне вредна и грозит злоупотреблениями.
<п.
5) предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды
транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской)
деятельности;
п. 6) иные виды
поддержки, не противоречащие законодательству.>
В данном случае следует
или полностью отменить эти пункты либо подробно расписать виды поддержки и
порядок их предоставления. Считаю неясность опасной и это может привести к
коррупционному злоупотреблению.
Вышеперечисленные
нормы не согласуются друг с другом и вносят неразбериху.
Президент РО общероссийской общественной
организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ)
Арман Фрунзикович Григорян