ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся процесс совместной
деятельности учащегося и педагога по выполнению сущности изучаемых явлений
и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно
новых знаний. Поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для
развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
2. развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
3. развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
4. способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной адаптации.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
2.1. Научными руководителями учащихся являются учителя, педагоги дополнительного
образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется
учащимися совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать
приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы
учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию
с методическим объединением учителей.
2.3. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования,
методики, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются:
реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые материалы. Видеоматериалы,
приборы, макеты и др.
2.5 Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы,
учреждения дополнительного образования могут быть поощрены дипломами,
ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы
территориального, регионального, федерального международного уровня, могут
направлены на конкурсы, олимпиады.
3. ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
1. проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решению;
2. аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
3. диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы ( в том числе в сфере образования);
4. экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
5. проектно-поисковый: поиск: разработка и защита проекта особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. КРИТЕРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Актуальность выбранного исследования.
4.2. Качественный анализ составления проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы.
4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной
программы.
4.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
4.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.